Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

Конструкция и эксплуатация мотоблока МТЗ-05

 Основная информация об устройстве мотоблока МТЗ-05

Мотоблок МТЗ-05 (рис.1 - 3) - одноосное двухколесное шасси, состоящее из четырехтактного одноцилиндрового двигателя, силовой передачи и реверсивной рулевой штанги. Двигатель крепится к корпусу муфты сцепления.

Непосредственно за двигателем расположен механизм силовой передачи, включающий муфту сцепления. Коробку передач, главную передачу, шестеренчатый дифференциал с принудительной блокировкой, конечные передачи и вал отбора мощности.

Колеса установлены на фланцах конечных передач и снабжены пневматическими шинами. Колея мотоблока переменная, изменяется перестановкой колес.

Для навешивания сельскохозяйственных орудий и приспособлений предусмотрена специальная сцепка. На верхней крышке корпуса трансмиссии крепится рулевая штанга, на которой расположены органы управления мотоблоком. Топливный бак установлен на двигателе.



Рис.1. Мотоблок МТЗ-05 (вид слева)

1 - двигатель; 2 - силовая передача; 3 - топливный бак; 4 - рулевая штанга; 5 - колесо; 6 - груз; 7 -подножка.

Технические параметры и характеристики мотоблока МТЗ-05

Силовая передача:

- муфта сцепления - многодисковая, работающая в масле, с ручным управлением;

- коробка перемены передач - ступенчатая, механическая с постоянным зацеплением шестерен;

- главная передача - конические шестерни со спиральным зубом;

- дифференциал - шестеренчатый конический с принудительной блокировкой;

- конечные передачи - одноступенчатые с цилиндрическими шестернями.

Ходовая система:

- колесная формула 2x2;

- колеса мотоблока с пневматическими шинами 5,90-13С или 6L-12;

- давление воздуха в шинах в зависимости от нагрузки 0,08 - 0,12 МПа.

Управление мотоблоком МТЗ-05:

- управление подачей топлива - рычагом с тросовым приводом;

- управление коробкой перемены передач - рычагами через систему тяг;

- управление валом отбора мощности - рычагом на корпусе трансмиссии;

- управление блокировкой дифференциала - рычагом через систему тяг;

- рулевое управление - штанговое, регулируемое по высоте и в горизонтальной плоскости с возможностью переналадки на реверсивное, положение влево или вправо на угол 15°;

- тормозная система - агрегат из мотоблока и прицепа (тормоза установлены на прицепе) оборудован тормозами с возможностью торможения агрегата в движении и на стоянке.

Вал отбора мощности:

- частота вращения (при номинальной частоте вращения коленчатого вала) - 1200 об/мин;
- направление вращения - по ГОСТ 3480;

Прицепное устройство - скоба со шкворнем, сцепка трубчатой формы; Высота присоединительного места - 369,5 мм.

Механизмы управления мотоблоком МТЗ-05

Расположение механизмов управления мотоблоком показано на рисунках 2, 3.



Рис.2. Мотоблок (вид справа)

1 - рычаг переключения передач; 2 - тяга механизма переключения передач;

Рычаг управления сцеплением 12 (рис.3) расположен на левом рычаге рулевой штанги и служит для выключения и включения сцепления. При нажатии на рычаг муфта сцепления выключается, а при отпускании рычага - включается.

Рычаг реверса 7 (рис.3) установлен на пульте рулевой штанги с левой стороны. Он имеет два положения: переднее по ходу мотоблока, соответствующее получению 4 передач переднего хода, и заднее, соответствующее получению 2 передач заднего хода. Рычаг переключения передач 8 (рис.3) установлен на пульте рулевой штанги с правой стороны.

Для включения передач переднего хода переместите рычаг реверса вперед до упора, а перемещением рычага 8 (рис.3) назад или вперед по ходу мотоблока включите нужную передачу.

Для включения передач заднего хода переместите рычаг реверса назад до упора, а перемещением рычага 8 вперед по ходу мотоблока включите I или II передачу заднего хода.



Рис.3. Мотоблок МТЗ-05 (вид сзади)

1 - гайка крепления рулевой штанги; 2 - рычаг включения блокировки; 3 - тяга механизма включения блокировки дифференциала; 4 - тяга реверса; 5 - рычаг включения ВОМ; 6 - штанга рулевая; 7 - рычаг реверса; 8 - рычаг переключения передач; 9 - рычаг управления подачей топлива; 10 - рукоятка блокировки дифференциала; 11 - трос механизма управления сцеплением; 12 - рычаг управления сцеплением; 13 - кнопка аварийной остановки двигателя; 14 - скоба прицепная; 15 - сцепка ВОМ; 16 - шкворень; 17 - чека; 18 - болт натяжения оболочки троса; 19 - рычаг реверса

Рычаг включения ВОМ 5 (рис.3) установлен на корпусе трансмиссии. Он имеет два положения: переднее - «ВОМ включен», заднее - «ВОМ выключен».Рычаг дистанционного управления подачей топлива (газом) 9 (рис.3) закреплен на правом рычаге рулевой штанги. Правое по ходу мотоблока положение рычага соответствует максимальным, а левое - минимальным оборотам двигателя.

Рукоятка управления блокировкой дифференциала 10 (рис.3) установлена на пульте рулевой штанги. Переднее положение рукоятки соответствует включенной блокировке, а заднее положение - выключенной блокировке дифференциала.

Примечание - При работе на реверсе (например, с косилкой) функции рычага переключения передач и реверса меняются и их положения при включении передач переднего или заднего хода не будет соответствовать стандартным положениям.

Виды работ с использованием мотоблока МТЗ-05

Операции для мотоблока МТЗ-05 по окучиванию картофеля:

- Подсоедините к мотоблоку окучник.

- Установите колеса мотоблока на колею, равную междурядьям картофеля.

- Установите колеса мотоблока на колодки высотой 8-12 см. Отрегулируйте положение окучника, чтобы двигатель мотоблока был приподнят вверх на 10 см, а носки окучника стояли на площадке (стойка окучника должна быть в вертикальном положении).

- Передвиньте окучники по трубе так, чтобы они находились за колесами мотоблока, а расстояние между ними было равно ширине междурядий, при этом каждый окучник должен быть на равном расстоянии от стойки.

- Подпятники отпустите на площадку и закрепите винтами на такой высоте, чтобы носки окучников были над землей на высоте 2 см. Надежно закрепите их в этом положении.

- Если при работе мотоблок МТЗ-05 уводит вправо, проверьте крепление подпятников. Если они на месте, то болтом сектора приподнимите на 1-2 см правый окучник, зажмите болт и проверьте в работе. Если мотоблок уводит влево, то таким же способом приподнимите левый окучник. Уводы мотоблока влево могут быть при разном разведении крыльев правого и левого окучников.

- При выполнении второго и третьего окучивания возможно захватывание листьев вентилятором охлаждения и попадание их на свечу зажигания двигателя. Вследствие этого может произойти самопроизвольная остановка двигателя. В этом случае необходимо закрепить на передней дуге кронштейна подножки щиток из картона или жести для отвода стеблей картофеля.

Посадка картофеля:

Вспашите участок на глубину 18-20 см и прокультивируйте его на глубину 8-12 см.

Вывезите органические удобрения и разбросайте их равномерно по участку (при отсутствии органических удобрений внесите минеральные).

Посадку картофеля можно производить на ширину междурядий до 700 мм. Оптимальная ширина - 550-600 мм, так как можно один рядок картофеля высаживать после каждых двух проходов плуга.

Перед посадкой установите вешки и образуйте свальный гребень, с обеих сторон которого произведите посадку картофеля через 15-20 см, укладывая его на отваленный пласт ближе к дну борозды и оставляя при этом участок для прохождения колеса мотоблока МТЗ-05. После двух проходов плугом опять произведите посадку картофеля.

Проверьте ширину захвата плуга:

- забейте колышек на удалении 150 см от края борозды на невспаханной почве, замерьте расстояние до него от края борозды;

- замерьте расстояние до края борозды после двух проходов (например, получилось 92 см);

- вычтите из первого замера второй (например, 150 - 92 = 58 см), т.е. получена удовлетворительная ширина между рядками для последующей обработки картофеля (окучивания, выкапывания), так как колея 600 мм будет соответствовать ширине междурядий.

Если вы получите значение междурядий меньше 55 см, то увеличьте ширину захвата плуга, если больше 60 см - уменьшите.

Если вы производили вспашку осенью, то весной можно ограничиться перед посадкой картофеля культивацией почвы на глубину 8-12 см.

Культивация (глубокое рыхление) почвы

Перед проведением культивации выполните следующие операции:

- Присоедините к мотоблоку МТЗ-05 культиватор.

- Установите колеса мотоблока на колодку высотой 10 см, мотоблок установите горизонтально, положив под подставку колодку той же высоты.

- Закрепите рабочие органы культиватора так, чтобы они касались земли и расстояния между ними были равными. Отрегулируйте рукоятки мотоблока так, чтобы руки в локтях были согнуты.

- Качество рыхления отрегулируйте вращением рукоятки. При уменьшении ширины захвата обеспечивается рыхление на более мелкие фракции, при увеличении - на более крупные. Изменение глубины обработки можно производить вращением рукоятки сцепки и принудительным заглублением
(выглублением) культиватора за рукоятки рулевой штанги.

Боронование и работа с косилкой:

Рукояткой сцепки отрегулируйте положение бороны так, чтобы ее зубья в рабочем положении были равномерно загублены. Ширину захвата бороны устанавливайте рукояткой.

При работе с косилкой для облегчения управления мотоблоком МТЗ-05 снимите груз с колес. Один из снятых грузов навесьте на косилку для уравновешивания агрегата, как сказано в инструкции по эксплуатации косилки.

В работу косилку включайте при минимальных оборотах двигателя и выключенной муфте сцепления. При кошении поворот осуществляйте плавно, в зоне захвата ножей не должны находиться люди. Следите, чтобы под нож косилки не попадали посторонние предметы.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________